Этот день посвящен Божию человеку, Алексею, жившему на рубеже IV-V веков. Как сказано в житии, он принадлежал к богатой римской семье знатного происхождения, однако, обращенной в христианство, и еще родители подавали Алексею благочестивый пример, заботились о тех, кто был лишен всего.
Женившись по воле родителей, Алексей уже в брачную ночь совершил побег и отправился на восток. Свое путешествие он остановил в турецком городе Эдесса, где в течение следующих 17 лет жил на подаяния, неустанно молясь по ночам, за что снискал славу о своей святости.
Но эта же слава заставила Алексея вновь бежать, вернувшись в Рим. Неузнанный родителями, он, однако жил в их доме до самой своей кончины – 17 лет. И лишь теперь жителям города и родителям Алексея стало известно о его подвижничестве.
На Алексея Теплого ждали, что снег будет таять стремительно, и говорили так: «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив». Большие ручьи на Алексея предвещали столь же большую талую воду, которая вскоре затопит луга.
Начинали и сбор, первую пробу, березового сока. Его пили не только свежим, но и в виде различных напитков, например, медово-березового взвара, очень близкого к сбитню. Рецепт его сохранился до наших дней. На литр березового сока нужно 150 г меда и столько же сахара. Проварив это 20 минут, к взвару прибавляют лавровый лист, корицу, кардамон, гвоздику и имбирь, кипятят 5 минут, процеживают и, наконец, угощаются им, не только вкусным, но и придающим сил.
Собирали на Алексея и березовые почки, используемые в народной медицине настоянными на масле или вине - как ранозаживляющее средство и средство от ревматизма.
Любимым, вдохновляющим на прекрасное березкам, посвящена красивая легенда. Когда-то вид русалок, которые после ночи купания и веселья чуть задержались на берегу, так поразил Солнце, что оно потеряло покой от любви. Настойчиво одаряя нежных речных дев пылкими поцелуями, оно не позволяло вернуться им в родную прохладную стихию, и тогда их матушка-река обратила их в стройные деревца, не умея спасти иначе. Так и стоят они, белые, как снег, со следами-ожогами от ласк Солнца.
В санях в этот день уже не катались: «Прокатят сани мимо желаний». Да и куда было на них отправляться, если санный путь таял, как прочий снег?
Одним из развлечений в этот день были гусиные пиры, в конце которых гусем же и угощались.
Женившись по воле родителей, Алексей уже в брачную ночь совершил побег и отправился на восток. Свое путешествие он остановил в турецком городе Эдесса, где в течение следующих 17 лет жил на подаяния, неустанно молясь по ночам, за что снискал славу о своей святости.
Но эта же слава заставила Алексея вновь бежать, вернувшись в Рим. Неузнанный родителями, он, однако жил в их доме до самой своей кончины – 17 лет. И лишь теперь жителям города и родителям Алексея стало известно о его подвижничестве.
На Алексея Теплого ждали, что снег будет таять стремительно, и говорили так: «Алексей — из каждого сугроба кувшин пролей», «Каковы на Алексея ручьи, таков и разлив». Большие ручьи на Алексея предвещали столь же большую талую воду, которая вскоре затопит луга.
Начинали и сбор, первую пробу, березового сока. Его пили не только свежим, но и в виде различных напитков, например, медово-березового взвара, очень близкого к сбитню. Рецепт его сохранился до наших дней. На литр березового сока нужно 150 г меда и столько же сахара. Проварив это 20 минут, к взвару прибавляют лавровый лист, корицу, кардамон, гвоздику и имбирь, кипятят 5 минут, процеживают и, наконец, угощаются им, не только вкусным, но и придающим сил.
Собирали на Алексея и березовые почки, используемые в народной медицине настоянными на масле или вине - как ранозаживляющее средство и средство от ревматизма.
Любимым, вдохновляющим на прекрасное березкам, посвящена красивая легенда. Когда-то вид русалок, которые после ночи купания и веселья чуть задержались на берегу, так поразил Солнце, что оно потеряло покой от любви. Настойчиво одаряя нежных речных дев пылкими поцелуями, оно не позволяло вернуться им в родную прохладную стихию, и тогда их матушка-река обратила их в стройные деревца, не умея спасти иначе. Так и стоят они, белые, как снег, со следами-ожогами от ласк Солнца.
В санях в этот день уже не катались: «Прокатят сани мимо желаний». Да и куда было на них отправляться, если санный путь таял, как прочий снег?
Одним из развлечений в этот день были гусиные пиры, в конце которых гусем же и угощались.