В этот день (6 октября по старому стилю) православная церковь чтит память апостола Фомы, одного из 12-ти учеников Христа.
Апостол Фома был прозван неверующим за то, что он не поверил очевидцам, которые видели Иисуса воскресшим. Тогда Спаситель явился перед апостолом Фомой, и предложил, чтобы тот вложил персты в раны Христа. Только тогда Фома уверовал в чудесное воскресение. Апостол Фома получил дар исцелять болезни и изгонять злых духов.
Апостола Фому крестьяне почитали за то, что он славился бережливостью и запасливостью. «На Фому тащи все в крому», — говорили наши предки. Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна или других продуктов.
От этого же корня произошли, кстати, такие слова, как «закрома», «укромный», «скромный» и другие. Про нерадивого хозяина говорили: «Велика крома, да пес ли в ней». К Фомину дню подводили итоги года — определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В этом случае шли в церковь и ставили свечку в благодарность запасливому святому.
На Руси примечали, что с этого дня начинаются ветры и бураны, а кроме того, возможны неожиданные снегопады. Поэтому крестьяне, выезжавшие в Фомин день на телеге, всегда клали в нее полозья.
Считалось, что в этот день следует опасаться шабаша нечистой силы, а также осенних лихорадок, которые шатаются по белу свету, мучаются сами и мучают людей. Лихорадки - ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница живут, по народному поверью, в болотах и с холодным ветром прилетают к человеческому жилью, они могут забраться под одежду, обернуться соринкой и залететь в глаза. Лучшим оберегом от них считался осиновый сучок.
Апостол Фома был прозван неверующим за то, что он не поверил очевидцам, которые видели Иисуса воскресшим. Тогда Спаситель явился перед апостолом Фомой, и предложил, чтобы тот вложил персты в раны Христа. Только тогда Фома уверовал в чудесное воскресение. Апостол Фома получил дар исцелять болезни и изгонять злых духов.
Апостола Фому крестьяне почитали за то, что он славился бережливостью и запасливостью. «На Фому тащи все в крому», — говорили наши предки. Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна или других продуктов.
От этого же корня произошли, кстати, такие слова, как «закрома», «укромный», «скромный» и другие. Про нерадивого хозяина говорили: «Велика крома, да пес ли в ней». К Фомину дню подводили итоги года — определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В этом случае шли в церковь и ставили свечку в благодарность запасливому святому.
На Руси примечали, что с этого дня начинаются ветры и бураны, а кроме того, возможны неожиданные снегопады. Поэтому крестьяне, выезжавшие в Фомин день на телеге, всегда клали в нее полозья.
Считалось, что в этот день следует опасаться шабаша нечистой силы, а также осенних лихорадок, которые шатаются по белу свету, мучаются сами и мучают людей. Лихорадки - ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница живут, по народному поверью, в болотах и с холодным ветром прилетают к человеческому жилью, они могут забраться под одежду, обернуться соринкой и залететь в глаза. Лучшим оберегом от них считался осиновый сучок.