Дугжууба (ритуал очищения) - 20 февраля

Особым обрядом очищения в канун нового года является Дугжууба. Народы, которые исповедующие буддизм, очень трепетно относились к данному обряду.

Этот обряд проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и монгол Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») - единственный праздник в году, в отличие от европейского календаря, праздник – как время веселья, официальных выходных дней, подарков и благопожеланий. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.

В домах делают уборку – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В те времена в этот день доставалась вся одежда и перетряхивалась, готовились особые наряды из дорогого шелка и парчи – от мала до велика. Также готовили подарки - чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. Готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шелка, их дарили в знак уважения. Даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно пахло – начинали готовить специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины выбирали лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.

Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд «уборки», очищения - специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Перед праздником люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), потом с этого теста лепят фигурку человека (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» - «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время обряда проводится церемония и подавления злых сил с помощью огня. В это время верующие должны представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.

Обязательным ритуалом Дугжууба – это разжигание костра. Еще он называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Этот процесс больше всего любят маленькие дети. Но необходимо помнить, что этот обряд нельзя проводить на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.

В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы – находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся - необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.
Февраль
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28
Лунный день на 14.08.2018
Гороскоп на 14.08.2018
Войти