Особым обрядом очищения в канун нового года является Дугжууба. Народы, которые исповедующие буддизм, очень трепетно относились к данному обряду.
Этот обряд проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и монгол Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») - единственный праздник в году, в отличие от европейского календаря, праздник – как время веселья, официальных выходных дней, подарков и благопожеланий. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.
В домах делают уборку – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В те времена в этот день доставалась вся одежда и перетряхивалась, готовились особые наряды из дорогого шелка и парчи – от мала до велика. Также готовили подарки - чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. Готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шелка, их дарили в знак уважения. Даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно пахло – начинали готовить специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины выбирали лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд «уборки», очищения - специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Перед праздником люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), потом с этого теста лепят фигурку человека (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» - «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время обряда проводится церемония и подавления злых сил с помощью огня. В это время верующие должны представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Обязательным ритуалом Дугжууба – это разжигание костра. Еще он называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Этот процесс больше всего любят маленькие дети. Но необходимо помнить, что этот обряд нельзя проводить на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.
В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы – находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся - необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.
Этот обряд проводится в 29-й лунный день в канун первого весеннего новолуния. В это время в семьях идут последние приготовления к Новому году – самому главному празднику верующих. Стоит заметить, что, к примеру, у бурят и монгол Сагаалган (Новый год, «Белый месяц») - единственный праздник в году, в отличие от европейского календаря, праздник – как время веселья, официальных выходных дней, подарков и благопожеланий. Новый год является «всеобщим» днем рождения у китайцев, корейцев, японцев, монголов и тибетцев, именно с Нового года увеличивался возраст каждого.
В домах делают уборку – не остается уголка даже в чулане, который не будет вычищен от пыли. В те времена в этот день доставалась вся одежда и перетряхивалась, готовились особые наряды из дорогого шелка и парчи – от мала до велика. Также готовили подарки - чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажжённую трубку в праздник. Готовили хадаки – своеобразные прямоугольные платки из шелка, их дарили в знак уважения. Даже в самых бедных юртах в те дни очень вкусно пахло – начинали готовить специальные угощения, соответствующие празднику. Мужчины выбирали лучших своих скакунов, расчесывали им гриву, готовили новые, с начищенными бляхами, сбрую и седло. Меняли на новые даже ошейник и привязь собаки.
Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд «уборки», очищения - специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.
Перед праздником люди обтираются кусочком теста (только мука и чистая вода, никаких добавок!), потом с этого теста лепят фигурку человека (табалан), как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и возможную «порчу». Эти фигурки приносят в дацан (буддийский храм, монастырь) и складывают их в течение дня в специальный ритуальный костер, точнее, пока ещё особое ритуальное сооружение в виде пирамиды с острым «наконечником» - «Соор». После соответствующего молебна ламы освящают костер, зажигают его, а люди просят, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Во время обряда проводится церемония и подавления злых сил с помощью огня. В это время верующие должны представить, как в этом огне сгорают все духовные препятствия и дурные помыслы.
Обязательным ритуалом Дугжууба – это разжигание костра. Еще он называется «Соор залаха» в честь самого сооружения. Интересно, что сам процесс обтирания тестом действительно рождает ощущение, что вместе с мучным шариком в прошлое уходит все плохое и неприятное, а в теле прибавляется силы. Этот процесс больше всего любят маленькие дети. Но необходимо помнить, что этот обряд нельзя проводить на придомовом участке или в лесу, разжигая костер.
В буддийской традиции, очень давно синтезированной с верованиями анималистического толка, категорически запрещается приносить вред основным элементам природы, в том числе и огню - тем самым наносится вред самому себе и всему, что окружает человека. Огонь (костер) как символ очищения, в который бросают табаланы – находится только в монастырях и освящается ламами. Костер, который Вы разожгли сами, такой функции не несет, более того, Вы будете осквернять дух огня, бросая в костёр мусор, даже такой как табаланы. Поэтому обряд «по-домашнему» провести не удастся - необходимо посетить соответствующий молебен и ритуал в ближайшем дацане.