20 сентября (7 сентября по старому стилю) Православная церковь чтит память преподобного Луки, игумена Спасовой обители близ Константинополя, известного своим подвижничеством.
По созвучию с именем преподобного русские люди стали отмечать в этот день Луков праздник. В это время повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. Девушки на Луку заплетали из лука косы и подвешивали их к потолку — для дальнейшего хранения.
В этот день из лука готовили разнообразные блюда — например, фаршировали его куриным мясом. Для этого брали крупные луковицы, обваривали кипятком и вынимали середину. Набив луковицы фаршем, их варили в бульоне или запекали в печи. Кстати, считалось, что если испечь хоть одну луковицу до этого дня — то весь лук на грядках высохнет.
Хоть когда-то у наших предков этот день считался праздничным, но праздновали его не за столом, а в огороде, при сборе урожая. Но от этого достоинство лука чтилось не меньше.
Ведь он и кормил, и лечил всю семью крестьянскую от мала до велика. Недаром же о нем говорили: «Лук — от семи недуг», или вот еще: «Лук да баня все поправят».
Во время «морового поветрия и других прилипчивых заболеваниях» связки луковиц развешивали в комнатах, а при массовом падеже скота на шею животным надевали луково-чесночные венки, свято веря, что подобные меры предохранят людей и их скотину от любой неприятности.
При этом никто, даже в самые отчаянные минуты, не мог позволить себе до Созонтова дня съесть хоть одну самую маленькую луковицу нового урожая. Ведь, согласно поверью, пока весь лук собран не будет, трогать его нельзя, иначе все сгниет или высохнет. Поэтому хозяева самостоятельные за луковыми грядами следили с особой бдительностью, чтобы вовремя и вора, и злонамеренного шутника остановить.
Не из простых и легких было это дело, потому что лук в старину многометровыми грядами сажали, измеряя собранный урожай возами. А потом, чтя традиции, отвозили свое луковое богатство в ближайший город на продажу, хотя подобная торговля никогда не считалась особенно прибыльной: «Луком торговать — мочалом подпоясываться». Да разве в этом дело, пусть не велика стоимость лука, зато ценность его высока.
По созвучию с именем преподобного русские люди стали отмечать в этот день Луков праздник. В это время повсеместно шла уборка репчатого лука, на базарах начинали им торговать. Девушки на Луку заплетали из лука косы и подвешивали их к потолку — для дальнейшего хранения.
В этот день из лука готовили разнообразные блюда — например, фаршировали его куриным мясом. Для этого брали крупные луковицы, обваривали кипятком и вынимали середину. Набив луковицы фаршем, их варили в бульоне или запекали в печи. Кстати, считалось, что если испечь хоть одну луковицу до этого дня — то весь лук на грядках высохнет.
Хоть когда-то у наших предков этот день считался праздничным, но праздновали его не за столом, а в огороде, при сборе урожая. Но от этого достоинство лука чтилось не меньше.
Ведь он и кормил, и лечил всю семью крестьянскую от мала до велика. Недаром же о нем говорили: «Лук — от семи недуг», или вот еще: «Лук да баня все поправят».
Во время «морового поветрия и других прилипчивых заболеваниях» связки луковиц развешивали в комнатах, а при массовом падеже скота на шею животным надевали луково-чесночные венки, свято веря, что подобные меры предохранят людей и их скотину от любой неприятности.
При этом никто, даже в самые отчаянные минуты, не мог позволить себе до Созонтова дня съесть хоть одну самую маленькую луковицу нового урожая. Ведь, согласно поверью, пока весь лук собран не будет, трогать его нельзя, иначе все сгниет или высохнет. Поэтому хозяева самостоятельные за луковыми грядами следили с особой бдительностью, чтобы вовремя и вора, и злонамеренного шутника остановить.
Не из простых и легких было это дело, потому что лук в старину многометровыми грядами сажали, измеряя собранный урожай возами. А потом, чтя традиции, отвозили свое луковое богатство в ближайший город на продажу, хотя подобная торговля никогда не считалась особенно прибыльной: «Луком торговать — мочалом подпоясываться». Да разве в этом дело, пусть не велика стоимость лука, зато ценность его высока.