Вторая неделя после Светлого Воскресенья называется Фоминой неделей. Названа так в честь апостола Фомы, который не верил в воскрешение из мёртвых Спасителя, пока не увидел его.
Во вторник второй недели по Пасхе (Фоминой недели) Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Навьи - древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь - тот свет. По-чешски «нава» - могила. Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы».
Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, - ими делились с покойниками. Считалось, что навьи могут влиять на бытие живых, помогать им или же вредить. Однако мертвецы, навьи, всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть. Смерть необратима, с ней нельзя бороться, нельзя вернуть прошлое.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Во вторник второй недели по Пасхе (Фоминой недели) Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Навьи - древнейшее название мертвецов. Происходит оно от индоевропейского слова, которое означало вид погребального обряда или реку, по которой плывут в царство мертвых. Навь - тот свет. По-чешски «нава» - могила. Радуница, день поминовения усопших, называется «навий день» и «навьи проводы».
Навьим днем называли и Радуницу, родительский день, когда обязательно ходили на кладбище, захватив с собой еду и питье, - ими делились с покойниками. Считалось, что навьи могут влиять на бытие живых, помогать им или же вредить. Однако мертвецы, навьи, всегда враждебны живым. Даже слишком большая печаль по умершим осуждалась мудрецами, ибо навий можно накликать, как бы призвать к себе своей тоскою, а значит, отдать им себя во власть. Смерть необратима, с ней нельзя бороться, нельзя вернуть прошлое.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).